Уроки истории немыслимы без самостоятельной исследовательской работы учащихся с документами, источниками, мемуарами, высказываниями историков, философов, социологов. Ученик должен уметь рассматривать проблему с разных точек зрения, учитывать разные мнения.
Задания части 2 экзаменационной работы ЕГЭ по истории отличаются многоплановостью и позволяют учащимся продемонстрировать знания по предмету, свой интеллектуальный уровень, умение самостоятельно работать.
Часть 2 - наиболее сложная и трудоемкая часть работы, выполнение которой предполагает развернутые ответы, формулирование школьниками своей точки зрения на события, явления, ее аргументацию, с использованием при этом научного понятийного материала и других знаний и умений.
Поэтому целесообразно использовать данные КИМы для повседневной систематической работы на уроках не только в выпускных, но и других классах.
Цели работы: - формировать умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов;
- формировать умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Задания:
- Во второй половине XIII – первой половине XIV в. князья Северо-Восточной Руси боролись друг с другом за ярлык на великое княжество Владимирское, который давал хан Золотой Орды. Но боролись они не просто за документ, а за связанные с ним реальные преимущества и выгоды. Укажите основные три преимущества, которые получал обладатель ярлыка.
- Согласно летописной легенде князь Владимир стоял перед вопросом выбора религии между христианством западным (католицизм), восточным (православие), исламом и иудаизмом. Дайте не менее трех объяснений сделанного князем выбора.
- В исторической науке существуют дискуссионные вопросы, по которым высказываются подчас противоречивые точки зрения. Ниже представлена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Переход к феодальной раздробленности во второй четверти XII века можно считать прогрессом в развитии государства, временем его расцвета».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, способных подтвердить данное утверждение, и два аргумента, опровергающих ее.
- "Внутриполитическое развитие Советского государства во второй половине 1980 оставляло возможности для сохранения СССР".
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее.
- Приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение ниже приведенного утверждения.
«Взаимоотношения Руси и Орды имели характер не столько зависимости, сколько взаимовыгодного (хотя и неравноправного) сотрудничества».
- Высказывается следующая оценка развития России в ХVII в. до начала реформ Петра I:
«Россия в ХVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих ее. Укажите, какие из приведенных Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.
- Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в науке.
«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее.