Воспитание любви к краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи
– задача первостепенной важности…
Постоянно расширяясь, эта любовь
к родному переходит в любовь к своему
государству, к своей истории,
его прошлому и настоящему,
а затем ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Сегодня проблема патриотического воспитания является не только одной из самых важных и актуальных в школе, но и относится к разряду общенациональных. Президент РФ В.В. Путин, выступая в дискуссионном клубе «Валдай», сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете». Огромная роль в формировании патриотизма отводится школе. Новые ФГОС ориентированы на «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека». Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Патриотическое воспитание школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Значимым фактором для достижения данной цели является школьное историческое образование.
В связи с этим особенно важно сочетать общеисторический материал с уникальным историко-культурным наследием родного края. Изучение краеведения в школе – важнейший компонент исторического образования, основа для формирования самосознания человека. Кроме того, рассматривая роль краеведческого образования в системе школьного образования необходимо отметить, что оно играет важную роль в воспитании и обучении школьников как граждан России. На уроках учащиеся получают первые знания о своей малой родине, учатся её любить. Патриотизм – это не просто декларация своих чувств.
Понятие патриотического воспитания школьников состоит из таких аспектов:
• Преданность и любовь человека к местам, где он появился на свет и вырос;
• Уважение к языку, на котором разговаривает его народ;
• В приоритете должны быть интересы своего государства;
• Понимание того, что все граждане в долгу перед Родиной, и должны стоять на страже ее чести и достоинства, а также свободы и независимости;
• Необходимость проявлять гражданские чувства и хранить верность Отчизне;
• Гордость за свою страну и ее достижения в сфере культуры и социальной жизни;
• Чувство гордости за государственные символы страны и народ, который его населяет;
• Проявление уважительного отношения к истории своего государства, его людей, обычаев и традиций;
• Чувство ответственности за дальнейшую судьбу народа и страны в целом, за будущее, стремление трудиться для благо Родины и способствовать росту могущества и расцвету Отчизны;
• Гуманизм и милосердие по отношению ко всем ближним.
Из опыта работы:
- с 2013 года - участие в районных краеведческих чтениях
- постоянное сотрудничество с районным краеведческим музеем (экскурсии в музей; участие в проведении традиционных мероприятий, посвящённых Дню рождения комсомола и Международному дню музеев; использование материалов музея для подготовки к конкурсам и научно-практической конференции)
- проведение линейки в День пограничника у мемориальной доски в честь подвига Михаила Дулепова является традицией школы
- в рамках эколого-краеведческого месячника, также традиционного в нашей школе, проводятся такие мероприятия:
- акция «Бессмертный полк» (кроме портретов своих родных, мы несём портреты учителей и учеников Частинской школы – участников Великой отечественной войны)
- фотоконкурс «Мой край»
- к 370-летию села Частые провели конкурсы рисунков, коллажей, стенгазет
- конкурс презентаций «Улицы нашего села»
- акция «Помним, гордимся, равняемся!» (сбор и оформление материалов о членах семей – участниках войны)
- оформление стендов «Они сражались за Родину!» (об учениках ЧСОШ), «Помнить, чтобы не забыть» (об учителях ЧСОШ); оформление стенда, посвящённого Михаилу Дулепову
- участие в краевых конкурсах:
- «Диалог поколений. Мы из будущего!» - в этом году отправлена работа о подвиге Михаила Дулепова, в 2016 году – о Т.Я.Чураковой (участие в очном этапе)
- конкурс «Муравьишка» - отправлена работа «Мой дедушка – орденоносец»
- конкурс «Корнями дерево сильно» - участие
- участие в районных мероприятиях:
- районный конкурс презентаций «Пусть не прервётся поколений связь»
- районная историческая квест-игра «У Частых островов» - участвовали 2 команды от школы
Также местный краеведческий материал применяется на уроках истории, особенно при изучении событий Великой Отечественной войны.